Золотое правило общения✅ Испытывая раздражение и обижаясь на
другого человека, мы начинаем обвинять его во всех смертных грехах: и это он не
так сделал, и то. Но есть способы выразить свое недовольство более
конструктивным образом. В психологии он имеет название «Я-высказывание».
Используя Я-высказывание, вы выражаете свою точку зрения, но при этом, не
задевая чувств другого человека, и преподносите информацию таким образом, чтобы
другой человек вас услышал и понял. Психологи считают умение говорить о своих
переживаниях признаком уверенности в себе. И, напротив, когда мы постоянно
«ты-каем» другому человеку, это расценивается как неуверенное поведение.
Я-высказывание – это способ начать сложный разговор, и, по сути, является
предложением открыто и честно обсудить имеющуюся проблему и пути ее решения.
Поскольку Я-высказывание не нацелено на обвинение, а является способом грамотно
выразить свою точку зрения, то велика вероятность того, что ваш собеседник вас
выслушает и пойдет вам на встречу. Структура Я-высказывания включает в себя
следующее: 1. Описание собственных чувств и эмоций 2. Описание поведения
другого человека, которое вызвало данные чувства 3. Какие пути решения данной
проблемы вы видите, или чего бы вам хотелось. Схема Я-высказывания: «Я
чувствую… (эмоции — злость, обиду, раздражение), когда ты… (поведение —
очередной раз не помыл посуду), и я хочу… (чего бы вы хотели — чтобы ты чаще
помогал мне по дому). Пример я-высказывания: Я постоянно волнуюсь, когда ты мне
не звонишь, и я бы хотела, чтобы ты обязательно мне звонил, когда
задерживаешься. Для сравнения тоже самое в ты-высказывании: «Почему ты опять
мне не позвонил? Ты вообще обо мне не думаешь!» Исход можете сами представить в
первой и второй ситуации. Обычно ты-высказывания звучат как обвинения, и после
них следует скандал и выяснение отношений часто в повышенных тонах.
Я-высказыванию можно научиться в два этапа: 1. Старайтесь всегда отслеживать,
какие именно чувства и эмоции вы испытываете, и обязательно переводите их в
слова – это обида, злость, ревность, страх и т.д. 2. Учитесь говорить о них
собеседнику. Начните с того, что если вам что-то не нравится, обязательно
озвучивайте это. Но говорите только от первого лица – я злюсь, я обижаюсь, а не
ты меня злишь, и ты меня обижаешь. Однако степень нашего раздражения тоже может
быть разной. Например, если вы чувствуете накатывающее раздражение, то
попробуйте успокоиться. Если это у вас получилось без ощущения унижения или
досады, то вы только выигрываете. Через некоторое время подобного самонаблюдения,
негативные чувства будут посещать вас реже, только тогда, когда они
действительно необходимы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий