Поиск по этому блогу

методическая копилка

Смешанное обучение: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно школа меняет принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного гибкого персонализированного обучения. http://vestnikedu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennosti/#more-848




Сценарий
закрытия выставки по итогам областного конкурса детских творческих работ «Твой подарок преподобному Сергию Радонежскому»

I.Организационный момент:
1.Введение в тему: музыкальная заставка, вертушка творческих работ.
2.Вступительное слово:

Из века в век
Твой ясный свет
Сияет над Россией.
Твой образ Пресвятой
Живет в сердцах людей.
Ты открываешь к истине пути
И воскрешаешь силы,
        Даруя Миру свет
Любви и радости твоей.

-Наше мероприятие посвящено закрытию выставки по итогам конкурса  детских творческих работ «Твой подарок преподобному Сергию Радонежскому». Приветствуем участников конкурса и гостей. Слово для открытия итогового мероприятия предоставляется ректору института повышения квалификации, кандидату экономических наук Наталье Семеновне Лазаревой.
3.Открытие мероприятия.
-В этом году мы празднуем 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Одним их многочисленных мероприятий, посвященных данному событию, являлся областной конкурс детских творческих работ «Твой подарок преподобному Сергию Радонежскому». В конкурсе приняли участие 300 детей из детских садов, школ, детских домов, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования детей, 95 педагогов области. На конкурс были представлены авторские, коллективные, семейные работы в номинациях: «Декоративно-прикладное творчество», «Художественное творчество», «Литературное творчество» и «Фотография». По итогам конкурса организована выставка творческих работ, которая работала со 2 июня по 20 июня. Выставку посетили детей из образовательных организаций области. (зачитать некоторые отзывы). В ходе выставки проведены беседы и музыкально-литературная композиция «Преподобный Сергий Радонежский – символ добра и святости».
И сегодня мы подводим итоги этого значимого для всех нас мероприятия. Разрешите поблагодарить всех участников конкурса и выставки за Ваш труд, профессионализм и неравнодушие к истокам нашей Родины.
4. Андреева Н.А.
Время – от секунды до века -
На прочность проверяет человека.
Его дела, и мысли, и поступки
Оно оценит всё и всё расставит по местам,
И каждому воздастся по заслугам:
Предатель за предательство ответит,
Героя славы лаврами отметят,
Трус с совестью в ладах не будет жить…
Так как же надо жизнь свою прожить
И след после себя какой оставить?
Задуматься пора и нам с тобой
Над этой вечною проблемой человека,
Чтоб силам темным дать сумели бой,
Чтоб люди дружно жили век от века.
Дружок, ты Отчизне своей послужи,
Трудись, уваженье людей заслужи.
Добро твори и милосердным будь,
Ты о родителях своих не позабудь.
И время крылья над тобой расправит,
И Бог без поддержки тебя не оставит.

II.Основная часть.
1.Преподобный Сергий Радонежский чудотворец - наше духовное богатство, ангел- хранитель Земли русской, со всех концов идут и едут паломники в Троице-Сергиеву Лавру со своими недугами - телесными и душевными, идут, чтобы помолиться у раки с мощами, получить благословление, узнать духовные корни своего Отечества. Я предоставляю слово архиепископу Биробиджанскому и Кульдурскому Иосифу (награждение дипломами Биробиджанской Епархии).
2.Песня «Мой край» в исполнении вокальной группы ОГОБУ «Детский дом № 3». Руководитель: Кочубей Лариса Анатольевна.
3.Нам нужно знать наши корни - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни. Изучать наши корни, воспитывать в себе такие качества как доброта, любовь, терпение, милосердие, внимание к ближнему, трудолюбие и помогают такие мероприятия. Для награждения дипломами института повышения квалификации педагогических работников слово предоставляется ректору Наталье Семеновне Лазаревой.
4.Дело, сделанное преподобным Сергием Радонежским, по своему значению так далеко вышло за пределы своего века, так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что превратилось в народную идею, из исторического факта стало практической заповедью. Представляю вам одного из участников конкурса в номинации «Литературное творчество» обучающегося 6 Б класса МКОУ «СОШ № 16» г. Биробиджана Костюченко Владислава с авторским стихотворением «Образ Сергия с нами всегда».
Недавно о Сергии нам рассказали,
Потом мы книгу о нем прочитали,
Образ его на картинах смотрели,
От встречи такой глаза всех горели.

О подвигах знали и раньше мы много,
Но только другую он выбрал дорогу,
Он Богу служил, за Отчизну молился,
И многого в жизни он этой добился.

Он гордость забыл, и  трудился он честно,
Работы он не боялся, известно,
Людей понимал и, как мог, поддержал
Того, кто защиту и помощь искал.

И русского князя на бой провожая,
Благословил  его он, уважая
Решение, мудрость, отвагу и честь,
Молился за воинов – время не счесть.

И пусть за годами проходят года,
Образ Сергия с нами всегда,
Он наш защитник, души хранитель
От всех врагов русской земли избавитель.

5.Сегодня хочется вспомнить слова Николая Рериха: «Ставьте на своих собраниях икону покровителя земли Русской – Преподобного Сергия Радонежского – и говорите так, как бы говорили в его физическом присутствии. И вы знаете – опыт этот блестяще удается. Мы должны делать так, как учил нас Преподобный Сергий». Для награждения дипломами комитета образования ЕАО победителей конкурса детских творческих работ «Твой подарок преподобному Сергию Радонежскому» слово предоставляется председателю комитета образования ЕАО Татьяне Михайловне Пчелкиной (награждение за 1 место).

6.А зачем нам, людям 21 века, таким самоуверенным и мало верящим, читать литературу такого рода – жития? Существуют духовные ценности, которые мы должны знать, которым должны следовать все люди. Примеры святых учат нас быть лучше. И пока будут помнить люди о простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия!
Музыкальный номер дарит всем участникам конкурса, выставки и нашим гостям вокальная группа ОГОБУ «Детский дом № 3». Песня «Биробиджанский мотив».

III.Заключительная часть.
1.Личность преподобного Сергия сияет огромной путеводной звездой на небосклоне русской святости, освящая путь каждому человеку, чье сердце открывается навстречу добру, правде, любви и милосердию. Встреча детей на страницах жития с преподобным Сергием - это важнейшее событие в жизни каждого ребенка, это возможность приобщения его к источнику «воды живой», сообщающий душе нравственную силу и способность к духовной жизни.
2.Музыкальная заставка: песня о преподобном Сергии Радонежском.
-На этом наше мероприятие закончилось. Еще раз благодарим детей и педагогов за активное участие в конкурсе и выставке. И пусть в вашем сердце и душе всегда присутствует  тихость, кротость, молчаливость в слове, смирение, безгневие, неподдельная простота, любовь ко всем людям равная. И тогда не страшна нам будет нравственная разруха, так как жизнь будет наполнена только добром и любовью (музыкальная заставка, вертушка творческих работ).



Корчак и его педагогические идеи

Основные факты биографии известного польского писателя, врача и педагога Януша Корчака - автора гуманистической педагогической системы, основанной на ненасилии, уважении и любви к ребенку. Специфика воспитания самостоятельной личности в детском доме.
Януш Корчак (Генрик (Хенрик) Гольдшмит (1878-1942)) - известный польский писатель, врач и педагог; был директором двух воспитательных учреждений для детей-сирот в Варшаве - Дома сирот (1911) и Нашего дома (1919); создатель гуманистической педагогической системы, основанной на ненасилии, уважении и любви к ребенку. Автор повестей "Дети улицы", "Дитя гостиной", "Король Матиуш Первый" ... Свои взгляды на воспитание детей Корчак впервые изложил в педагогическом труде "Школа жизни", а позже - в получившей широкую известность книге "Как любить ребенка". Януш Корчак родился в Варшаве в 1878 году в интеллигентной еврейской семье. Его отец был известным в Варшаве адвокатом. Когда он тяжело заболел, молодой Хенрик занялся репетиторством: ему надо было содержать мать и сестру. Однако он продолжал учиться и, окончив школу, поступил на медицинский факультет Варшавского университета. В это же время он начинает пробовать силы в поэзии, публицистике и художественной прозе и берет себе псевдоним "Януш Корчак", под которым становится одним из самых известных мыслителей педагогики и детских писателей. После окончания университета он работает в детской больнице, в качестве военного врача принимает участие в Русско-Японской войне, а после фронта практикуется в клиниках Берлина, Парижа и Лондона. Вернувшись в Варшаву, Корчак становится знаменитым врачом. В эти же годы крепнет его решение осуществить на практике свои мысли о воспитании детей. В 1908 году Корчак вступает в благотворительную еврейскую организацию "Помощь сиротам", быстро становится там незаменимым членом правления и душой маленького приюта для сирот. Благодаря Корчаку, этот приют превратился в замечательное учреждение.
Специально для него в 1911 году в Варшаве, на улице Крохмальной, 92, было построено новое здание. Это был "Дом сирот", который просуществовал тридцать лет. Всю свою жизнь его создатель посвятил чужим детям, своим воспитанникам, сделав выбор и отказавшись от возможности построить собственную семью. В большом доме, отданном детям, он разместился в маленькой комнатке под крышей. Здесь он писал ночами сказки для детей и книги о воспитании для взрослых, а все свои дни он тоже отдавал детям. В "Доме сирот" было более ста детей (в 1940 году - более двухсот) и всего восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора, причем все - даже повар и прачка - были воспитателями, разделяли идеи Корчака и практически их осуществляли. Это было маленькое "государство" детей, во главе которого стояли сами дети.
Разрабатывая свою педагогическую концепцию, Я. Корчак обращался к находкам известных педагогов прошлого и своих современников. Исследователи его педагогического наследия отмечают, что особенно близки ему были взгляды Л. Н. Толстого на воспитание и развитие ребенка. Корчак выступил продолжателем идей великого русского писателя и педагога, выраженных в статье "Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?", в "Дневнике Яснополянской школы" и в позднем творчестве Л. Н. Толстого. В опубликованных трудах самого Я. Корчака отсутствует упоминание о конкретных идеях великого русского мыслителя, привлекших его внимание и повлиявших на становление его педагогической концепции. Сравнительный анализ творчества и педагогической деятельности Толстого и Я. Корчака позволил выделить наиболее значимые точки их соприкосновения. 1. Идея абсолютной ценности детства. В своем художественном и публицистическом творчестве Л. Н. Толстой создал ценностный гармонический образ детства - самой радостной, счастливой и невозвратимой поры жизни человека (повесть "Детство"). В статье "Кому у кого учиться писать…" он развил свой взгляд на детство как на "идеал гармонии" и на ребенка как на "первообраз гармонии, правды, красоты и добра". Так же как и Толстой, Я. Корчак неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без переживания во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека. Поэтому одной из важнейших задач педагогов он считал обеспечение такой жизнедеятельности учреждения, которая помогла бы воспитанникам хотя бы в течение нескольких лет познать радость детства. Идея абсолютной ценности детства легла в основу важнейшего принципа его воспитательной системы - уважения личности и прав ребенка. 2. Идея гармонического развития ребенка. Данная идея, стоящая в центре статьи Л. Н. Толстого "Кому у кого учиться писать…", оказалась наиболее близка Я. Корчаку. Главной целью воспитания польский педагог считал благо ребенка и необходимость "обеспечить детям свободу гармонического развития всех духовных сил, высвободить всю полноту скрытых возможностей, воспитать в уважении к добру, к красоте, к свободе". Воспитание ребенка для Корчака - "это не милая забава, а дело, требующее капиталовложений - тяжких переживаний, забот бессонных ночей и много, много мыслей…". 3. Взгляд на воспитание как на главный путь преобразования общественного устройства. Корчак, как и Толстой, исходил из убеждения, что изменение мира, несовершенных общественных отношений и норм возможно только через воспитание нового поколения, и "осуществлять это воспитание надо с мыслью об иной, реформированной действительности". 4. Отрицание авторитарного воспитания, воспитания как "формирования" личности, "формы насилия над личностью ребенка" (Л. Н. Толстой); ориентация на сочетание воспитания и самовоспитания. "Давление мы хотим заменить добровольным приспособлением личности к формам коллективной жизни, мертвую мораль заменить радостным стремлением к самосовершенствованию и самовоспитанию. Не формировать и переделывать, а понять и договориться мы хотим с ребенком… Создать их собственную жизнь, испытать силы, моральную стойкость и тенденции развития. На первом плане ставим познание",- писал Корчак. Деспотизм и тирания в воспитании, считал он, должны быть заменены любовью к воспитаннику. Для Корчака, как и для Толстого, евангельская заповедь о любви к ближнему - не абстракция, а реальность педагогической действительности, "гармония, простор, свобода". Я. Корчак отвергал все формы насилия в воспитании, считая опасным не только прямое, физическое, насилие, но и угрозы, необоснованные запреты, запугивание детей и т. д. В выборе методов воспитания он предлагал придерживаться принципа врачебной этики - "не навредить". Считая, что "воспитания без участия в нем самого ребенка не существует", Корчак одну из главных задач воспитания видел в развитии в детях стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию. Развитие стремления к самовоспитанию, считал он, надо начинать с оказания помощи ребенку в познании самого себя. Однако путь ребенка к самовоспитанию и самопознанию лежит через подобные процессы в личности педагога. В связи с таким - "толстовским" - пониманием воспитания Корчаку близка оказалась и идея свободы ("…есть два слова: свобода и воля"), поэтому он отвергал "стремление усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований".
Данные подходы к воспитанию, в которых просматривается несомненное влияние Л. Н. Толстого, нашли претворение в гуманистической воспитательной системе Януша Корчака, определив специфику ее компонентов (целей, принципов, ценностей, деятельности, технологий воспитания), гуманистический характер жизнедеятельности его учреждений. Главной целью воспитания в детских домах Корчака было объявлено благо ребенка и воспитание активной и самостоятельной личности с развитыми гуманистическими качествами. Важнейшими принципами его воспитательной системы стали: уважение личности ребенка и доверие к нему; взаимодействие воспитания и самовоспитания; безоговорочное соблюдение прав ребенка, особенно ребенка, требующего опеки, нуждающегося в мудрой любви и разумном воспитании ("…права ребенка на уважение его незнания и труда познания, его неудач и слез, тайн и отклонений тяжелой работы роста, текущего часа и сегодняшнего дня, мистерии исправления, усилий и доверчивости; права ребенка быть тем, что он есть; права на участие в рассуждениях о нем и приговорах, на внимательное отношение к его проблемам, на высказывание своих мыслей, на самостоятельную организацию своей жизни, на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков, на протест, на ошибку, на тайну, на движение, на собственность, на игру, на смерть"). Задачи изучения ребенка и законов, которые управляют психическим и физическим развитием личности, подготовки воспитанников к жизни и помощи им в выборе профессии, изучения и "выяснения причин отравляющей атмосферы в детском доме и поиска путей ее изменения", создания условий для самовоспитания, самосовершенствования, привития навыков самопознания, самообладания и самостоятельности стали в детских домах Я. Корчака задачами первостепенной важности. Гуманизм воспитательной системы Корчака ярко проявился в его стремлении ориентировать всю организацию жизни своих учреждений на удовлетворение потребностей психического и физического развития детей-сирот. Корчак создал образ сиротского учреждения - "клиники", "морального курорта", где должны вылечиваться "всякие недомогания души и тела", и стремился воплотить его в реальном педагогическом опыте. В его детских домах проводился целый комплекс мероприятий, имевших целью правильное развитие ребенка: организация рационального питания; личная гигиена и гигиена помещений; организация развивающей среды, выражавшаяся в продуманном расположении учебных, игровых, подсобных и жилых помещений; организация полноценного отдыха, сна, движения на свежем воздухе; постоянное измерение роста, веса ребенка и другие систематические исследования. Разделяя толстовскую идею свободы как одного из важных условий успешного развития ребенка, Корчак вместе с тем отвергал две крайности в воспитании - деспотизм и полную свободу. В воспитательных системах Нашего дома и Дома сирот нашла реализацию его идея "разумного воспитания". Главными характеристиками "разумного воспитания" Я. Корчак считал бескорыстие, формирование конкретного и диалектического видения ребенка, постоянное и глубокое изучение его, понимание и терпимость воспитателя во взаимоотношениях с детьми. Основным методом разумного воспитания он считал метод ослабления отрицательных и развития положительных черт характера ребенка. Принцип взаимодействия разумного воспитания и самовоспитания детей стал одним из основополагающих в его сиротских домах наравне с принципом уважения личности и прав ребенка.
Цели и задачи, поставленные польским педагогом при воспитании детей-сирот, требовали новых, активных, воспитательных технологий. Главным средством достижения целей воспитания в воспитательной системе Я. Корчака, несомненно, стала организация жизни детей на основе самоуправления, которое обеспечивало развитие самостоятельности, способствовало созданию детского сообщества на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей, создавало реальные условия для самосовершенствования ребенка. Система самоуправления имела разветвленную структуру и включала в себя суд, который отнюдь не копировал задачи и функции суда в государстве, был не органом насилия, наказания и возмездия, а органом, деятельность которого направлялась на создание условий защищенности для каждого ребенка, утверждение в жизни детского дома законов равноправия, регулирование отношений между всеми обитателями дома; совет самоуправления - законодательный орган; сейм - высший орган детского самоуправления; педагогический совет; общие собрания детей и педагогов. Корчак несколько раз сам подавал на себя в суд: когда необоснованно заподозрил девочку в краже, когда сгоряча оскорбил судью, когда выставил расшалившегося мальчишку из спальни и т.д. В этом не было и тени позы. Он сам был частью созданного им государства. Мудрое детское самоуправление, внеся элемент игры в жизнь детей, в то же время встало на пути детской и взрослой тирании, способствуя развитию гуманистических отношений. Все органы самоуправления в детских домах Корчака возникли из насущных потребностей этих домов. Они были динамичны: их улучшали, изменяли в соответствии с потребностями и воспитательными задачами, преследуя лишь одну цель - благо ребенка. В рамках воспитательной системы Корчаком были разработаны своеобразные воспитательные приемы и средства, которые вносили в жизнедеятельность домов сирот элементы игры и в то же время регулировали поведение детей и способствовали их саморазвитию: "списки раннего вставания", "списки драк"; переписка с детьми; индивидуальные пари - добровольные обязательства детей по отношению к самим себе, заключаемые в присутствии Корчака, выступавшего при этом в роли секретаря и советчика ребенка; "почтовый ящик"; стенгазета и многие другие.
Во время войны фашисты организовали в Варшаве и других польских городах гетто. В 1940 году гитлеровская администрация переселила "Дом Сирот" с Корчаком и его восемью сотрудниками целиком в Варшавское гетто. Впереди был лагерь смерти в Треблинке. Сотни людей пытались спасти Корчака. Польские воспитанники и бывшие коллеги неоднократно подготавливали Корчаку побег из гетто, но он отказывался: разве мог бы он жить с сознанием, что покинул детей в минуту их смерти...
Днем Корчак ходил по гетто, правдами и неправдами добывая пищу для детей. Он возвращался поздно вечером, иногда с мешком гнилой картошки за спиной, а иногда с пустыми руками, пробирался по улице между мертвыми и умирающими. По ночам он приводил в порядок свои бумаги, свои бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми и писал дневник. И он остался только для того, чтобы скрыть от них правду, чтобы до последней минуты, искренне и с любовью глядя им в глаза, говорить, что они едут за город, в деревню... Обман, на который способны только родители умирающего ребенка...
А потом наступил такой день, когда "Дому сирот", детям и воспитателям было приказано явиться с вещами на Умшлягплац - так называлась площадь у Гданьского вокзала при немцах. Когда на заполненной массой избиваемых людей площади появились двести умытых и аккуратно причесанных воспитанников детского дома с Корчаком впереди, немцы, дошедшие до неистовства, кричавшие, хлеставшие бичами и стрелявшие, опешили и остановились. Из рассказов очевидцев об отправлении детского дома Корчака в Треблинку известно, что дети шли организованно, спокойно, колонной по четыре человека, и несли зеленое знамя своего Дома - со щитом Давида. Они пели - это было шествие, доселе невиданное... Корчак шел во главе колонны поющих детей, держа на руках ослабевшего мальчика, а за руку - девочку, шел, вероятно, с улыбкой, поддерживая в них надежду, отгоняя от них страх смерти... Что еще мог сделать старый доктор? Еще одно свидетельство: "Я был на Умшлагплаце, когда появился Корчак с Домом сирот. Люди замерли, точно перед ними предстал ангел смерти... Так, строем... сюда еще никто не приходил. "Что это?!" - крикнул комендант. "Корчак с детьми", - сказали ему... Когда дети уже были в вагонах, комендант спросил доктора, не он ли написал "Банкротство маленького Джека". "Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона?" - "Нет, просто я читал вашу книжку в детстве, хорошая книжка, вы можете остаться, доктор..." - "А дети?" - "Невозможно, дети поедут". - "Вы ошибаетесь, - крикнул доктор, - вы ошибаетесь, дети прежде всего!" - и захлопнул за собой дверь вагона.
6 августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками "Дома Сирот" в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. Похоронен Корчак на еврейском кладбище в Варшаве.
Имя Януша Корчака навсегда останется символом высоты духа, мудрости Педагога, поистине героической любви к детям.
Педагогические идеи Корчака, получив дальнейшее развитие, реализуются сегодня через деятельность Всемирной ассоциации Януша Корчака с центром в Варшаве, через проходящий в Израиле Корчаковский семинар, через корчаковские общества, которые есть в тридцати странах мира. В 1991 года по инициативе известного ученого доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики и психологии Российской академии повышения квалификации Ирины Дмитриевны Демаковой было создано Российское общество Януша Корчака. На сегодняшний день существует несколько региональных отделений общества: в Санкт-Петербурге, Казани, Курске, Перми. Российское Общество Януша Корчака занимается пропагандой идей известного педагога, организацией работы с детьми в духе его гуманистических идей, практической помощью сиротам, инвалидам, детям из социально неблагополучных семей, обучением педагогов.
Одним из проектов Общества является Молодежный центр "Наш Дом". Цель проекта - развитие, социальная адаптация и интеграция в общество детей, имеющих различные проблемы (инвалидов, сирот, переживших трагедию, детей из неполных и социально неблагополучных семей и др.). Ежегодно, с 1993 года, Центр организует летние и зимние детские интеграционные лагеря, а также проводит другую работу, направленную на интеграцию и социализацию детей-инвалидов и детей из детских домов. В основе работы детского интеграционного лагеря "Наш Дом" - гуманистические идеи Януша Корчака, главными из которых являются право ребенка на уважение, принцип прощения и диалоговые отношения между детьми и взрослыми. Финансирование лагеря осуществляется через гранты и частные пожертвования.
Для лагеря "Наш Дом" очень важен интернациональный аспект. Знакомство с культурой и традициями разных стран расширяет детский кругозор детей, учит их быть терпимыми к людям других национальностей. В лагере все дети живут вместе в небольших группах - так называемых "семьях", с двумя или тремя взрослыми воспитателями. Большое внимание уделяется разностороннему развитию детей. Ребята изучают иностранные языки, поют, играют на гитаре и других музыкальных инструментах, рисуют, танцуют, играют в театре. Дети активно участвуют в жизни лагеря: они выражают свое мнение в детском парламенте, на доске объявлений и в выпускаемой ими газете, вместе с взрослыми устраивают фестивали, представления и концерты.
В проекте лагеря "Наш Дом" совершенно бесплатно работают студенты и молодые люди разных профессий: педагоги, психологи, социальные работники, актеры, художники. Все они согласны с Янушем Корчаком в том, что "если разделить человечество на взрослых и детей, а жизнь - на детство и взрослость, то окажется, что дети и детство - это очень большая часть человечества и жизни". Именно поэтому здесь не делят людей на детей и взрослых, а просто уважают каждого человека, независимо от возраста. И, уважая, помогают маленьким людям понять и узнать себя, развить свои способности. Одним словом, помогают ЖИТЬ.
Размещено на Allbest.ru
















Методические рекомендации
по разработке  программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО












В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров, кинопросмотров и музеев с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции и др.).  В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала.
1                    В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников  представлен современный национальный воспитательный идеал  –  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа
2                    Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждой школе, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей.
Для реализации в школе доступны следующие виды  внеурочной деятельности:
v     Игровая деятельность,
v     Познавательная деятельность,
v     Проблемно – ценностное общение,
v     Досугово – развлекательная деятельность,
v     Художественное творчество,
v     Социальное творчество,
v     Трудовая (производственная) деятельность,
v     Спортивно – оздоровительная деятельность,
v     Туристко – краеведческая деятельность.
      В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. В федеральном государственном образовательном стандарте определены следующие  направления внеурочной деятельности – спортивно – оздоровительное, общекультурное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное.   Указанные направления  необходимо отразить в программе  основной образовательной программы начального общего образования  и  учитывать педагогам при разработке программ внеурочной деятельности.
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой:
v     ряд направлений совпадает с видами внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
v     такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеурочной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности.
v     направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Итак, обозначенные  направления внеурочной деятельности можно рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ.   Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности или комплексно.
При разработке программы по любому виду внеурочной деятельности школьников  формы и  содержание деятельности должны быть выстроены таким образом, чтобы обеспечить  устойчивое развитие воспитательных результатов трех уровней:
v     первый уровень результатов - приобретение учащимися социального знания (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);
v     второй уровень результатов - получение школьником опыта  переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд и т.д.);
v     третий уровень результатов - получение школьниками  опыта самостоятельного общественного действия.
Для достижения результатов первого уровня особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Достижение уровня второго результата возможно во взаимодействии школьников между  собой на уровне школы, класса. Именно в
такой социальной среде ребенок получает (или не получает)  практическое  подтверждение социальных знаний, начинает их ценить или отвергать. В опыте самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов) приобретается мужество, готовность к поступкам, без которых немыслимо существование гражданина.
Достижение  трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует  своя образовательная форма. (Таблица 1)
Таблица 1

Классификация результатов внеурочной деятельности

Содержание
Способ достижения
Возможные формы деятельности
Первый уровень результатов


Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта -
«педагог -  ученик»
Беседа
Второй уровень результатов


Получение школьником опыта переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом
Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)  - «педагог – ученик-коллектив»
Дебаты, тематический диспут
Третий уровень результатов


Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой
Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде –  «педагог – ученик – коллектив – общественная среда»
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Таким образом, первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй  уровень – более сложными, третий – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Пе­дагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить исполь­зуемыми формами внеурочной деятельности достижение ре­бенком первого уровня результатов.
 Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти­ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприят­ную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
 Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы­хода в пространство общественного действия (т. е. достиже­ние третьего уровня результатов). Такой выход для учени­ка начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.  Взаимосвязь уровня результатов и  видов (направлений) внеурочной деятельности представлена в  Таблице 2.
Понимание  взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности  позволит педагогу:
v     разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности  с четким представлением о результате,
v     подбирать формы  внеурочной деятельности, которые  гарантируют достижение результата определенного уровня,
v     выстраивать логику перехода от одного уровня к другому,
v     диагностировать результативность и эффективность  внеурочной деятельности.
Для организации внеурочной деятельности могут  быть разработаны различные типы образовательных программ внеурочной деятельности (Таблица 3).


Таблица 3
Типы образовательных программ внеурочной деятельности

1.Комплексные образовательные программы
Предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
2. Тематические образовательные программы
Направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
3. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.)
Могут иметь возрастную привязку, например:
1-й класс — первый уровень,
2-3-й классы — второй уровень,
4-й класс — третий уровень и др.)
4. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности
Игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.
5.Возрастные образовательные программы
Могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников, для старшеклассников и др.
6.Индивидуальные образовательные программы для учащихся
Программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.

При  разработке программы внеурочной деятельности  необходимо учитывать следующие правила:

v     Программа должны быть рассчитана на школьников определенной возрастной группы.
v     В определении содержания программы педагог руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
v     Программа организации внеурочной деятельности школьников может быть разработана  самостоятельно или на основе переработки примерных образовательных программ (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. под. редакцией В.А. Горского М., «Просвещение», 2011г.)
v     Программа  включает  следующие разделы:
§              титульный лист,
§              пояснительную записку,
§              учебно – тематический план,
§              содержание программы,
§              методическое обеспечение,
§              список литературы.
Содержание разделов представлено в Таблице 4.
v     В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия.
v     Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части.
v     В программе указывается количество часов аудиторных и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества часов.
v     Программа может реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объемом 340 часов) для каждого класса. Во втором случае школа создает модульные программы (объемом значительно превышающем 340 часов) для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классом, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.



Таблица 4
Технология разработки  программы внеурочной деятельности

Структура программы
Содержание структурных компонентов программы

Титульный лист

·         Вышестоящие органы образования (по под­чиненности учреждения), название образовательного учреждения, в котором разработана программа, Ф.И.О. ответственного работника, утвердив­шего программу с указанием даты утверж­дения.
·         Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
·         Название программы (по возможности крат­кое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана про­грамма.
·         Срок реализации  программы (на сколько лет она рассчитана).
·         Автор программы (Ф.И.О, занимаемая долж­ность).
·         Название города.
·          Год создания программы.

Пояснительная записка

Раскрываются цели образовательной деятель­ности, обосновывается отбор содержания и по­следовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
•   актуальность;
•   практическая значимость;
• связь с уже существующими по данному направлению программами;
• вид (модифицированная, эксперименталь­ная, авторская программа);
•   новизна (для претендующих на авторство).

2. Цель и задачи программы:
Цель — предполагаемый результат, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «все­стороннее развитие личности», «создание воз­можностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребно­стей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.
Цель должна быть связана с названием про­граммы,   отражать  ее  основную  направлен­ность. Конкретизация   цели   осуществляется   через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают:
• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познава­тельную деятельность, приобретение опреде­ленных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятель­ности и т.д.;
• воспитательные - формирование общест­венной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственно­сти, активности, аккуратности и т.д.; фор­мирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3. Отличительные особенности программы:
•   базовые теоретические идеи; ключевые понятия;
•  этапы реализации, их обоснование и взаимо­связь.
 В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

4. Особенности    возрастной    группы   детей, которым адресована программа:
- возраст детей и их психологические особен­ности;
 -особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);
число   обучающихся   по   годам   обучения (обосновать);
- режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.
- прогнозируемые результаты и способы их проверки.

5. Уровень  результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

 6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).

Учебно -
тематический
план (если программа на 2 и более, то желательно представить по годам
обучения)
Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, со­отношение времени теоретических и практиче­ских занятий. Педагог имеет право самостоя­тельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

Содержание программы
Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:
•     ее название;
•     основные узловые моменты;
• формы организации образовательного про­цесса (теоретические, практические).
  Изложе­ние ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.

Методическое
обеспечение
программы
Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкрет­ных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.
• Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса.
•  Перечень дидактических материалов.
Краткая характеристика средств, необходи­мых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалифи­кацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и мате­риалов (в расчете на число обучающихся).

Список литературы

Приводятся два списка литературы:     используемая   педагогом   для   разработки; программы   и   организации   образователь­ного процесса; рекомендуемая для детей и родителей.


Разрабатывая программу,  необходимо помнить:
·          программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе  утвержденным СанПиН;
·         приступать к разработке программы необходимо с четким и внятным представлением о предполагаемом результате;
·         выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня;
·         при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
·         форсирование результатов и форм недопустимо, так как это не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности;
·         выбор типа программы, должен быть обусловлен потребностями учащихся и общества  и имеющимися образовательными ресурсами;
·         процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико-аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности  внеурочной деятельности.
Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является ее контролируемость и наличие системы диагностики ее эффективности. Цель диагностики – выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Предметы диагностики:
1.      Личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника.
2.      Детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика, уровень развития детского коллектива, характер взаимоотношений членов коллектива.
3.      Профессиональная позиция педагога как условие развития личности ученика, характер педагогической позиции, сформированность  профессиональных ценностей.
Объекты контроля и анализа:
·        познавательная активность, интерес к учению, школе;
·        сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;
·        применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
·        участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;
·        выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Понятийная основа деятельности

Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Воспитаниеэто управление процессом развития личности ребенка (человека) через создание благоприятных условий.
Воспитание в образовательном учрежденииспециально-организованное, научно и методически обеспеченное психолого-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи с целью успешной социализации и жизненного самоопределения.
Социализация — это самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры на всех возрастных этапах.
Результат это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Эффект – это последствия результата.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственое духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации - М.: «Просвещение», 2010г.

2. Григорьев Д.В, Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» - М.: «Просвещение», 2010г.,

3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество» - М.: «Просвещение», 2011г.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М.: «Просвещение», 2010г.

5.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под. Ред. Горского В.А. – М.: «Просвещение», 2011г.




Таблица 2
«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»
Вид внеурочной
деятельности
Образовательные
формы
Уровень результатов
Внеурочной  деятельности
Преимущественные формы достижения результата
1. Игровая
Ролевая игра
Деловая игра
Социально-моделирующая игра
1. Приобретение школьником  социальных знаний
Ролевая игра
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Деловая игра
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социально-моделирующая игра




2. Познавательная
Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
Дидактический театр, общественный смотр знаний.
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
1. Приобретение школьником  социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дидактический театр, общественный смотр знаний.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)




3. Проблемно-ценностное общение
Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия
1. Приобретение школьником  социальных знаний

Этическая беседа

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дебаты, тематический диспут

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
Вид внеурочной
деятельности
Образовательные
формы
Уровень результатов
внеурочной деятельности
Преимущественные формы  достижения результата
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.
Школьные благотворительные концерты, выставки
1. Приобретение школьником  социальных знаний
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали




5. Художественное творчество
Кружки художественного творчества.
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
Социальные проекты на основе художественной деятельности
1. Приобретение школьником  социальных знаний
Кружки художественного творчества.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социальные проекты на основе художественной деятельности




6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).
КТД (коллективно-творческое дело).
Социальный проект.
1. Приобретение школьником  социальных знаний
Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
КТД (коллективно-творческое дело).

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социальный проект.

Вид внеурочной
деятельности
Образовательные
формы
Уровень результатов
внеурочной деятельности
Преимущественные формы  достижения результата
7. Трудовая (производственная) деятельность
ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.
Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».
Субботник, детская производственная бригада.
1. Приобретение школьником  социальных знаний
ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Субботник, детская производственная бригада.




8. Спортивно-оздоровительная
деятельность
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
Школьные спортивные турниры.
Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
1. Приобретение школьником  социальных знаний
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Школьные спортивные турниры.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.




9. Туристско-краеведческая деятельность





Образовательная экскурсия
Туристический поход
Краеведческая экспедиция
Туристско-краеведческая экспедиция
1. Приобретение школьником  социальных знаний
Образовательная экскурсия

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Туристический поход

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Краеведческая экспедиция
Туристско-краеведческая экспедиция


Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Понятийная основа деятельности

Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Воспитаниеэто управление процессом развития личности ребенка (человека) через создание благоприятных условий.
Воспитание в образовательном учрежденииспециально-организованное, научно и методически обеспеченное психолого-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи с целью успешной социализации и жизненного самоопределения.
Социализация — это самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры на всех возрастных этапах.
Результат это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Эффект – это последствия результата.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственое духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации - М.: «Просвещение», 2010г.

2. Григорьев Д.В, Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» - М.: «Просвещение», 2010г.,

3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество» - М.: «Просвещение», 2011г.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М.: «Просвещение», 2010г.

4.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под. Ред. Горского В.А. – М.: «Просвещение», 2011г.



Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности


Личностное развитие учащегося подразумевает прежде всего становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который:
·      понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре (знаково-символьные универсальные учебные действия (далее - УУД));
·      владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД);
·      умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).
Это значит, что для личностного роста обучающегося актуальны все группы УУД.

Согласно п. 16 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнау-ки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП) реализуется образовательным учреждением (далее - ОУ) через организацию урочной и внеурочной деятельности. ОУ предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию УУД.

Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например: результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:
·      осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
·      умение давать оценку своим действиям;
·      ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
·      осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
·      умение выражать собственное мнение и т. д.
Пункт 9 ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП: предметным, личностным (включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности) и мета-предметным (включающим освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями).
В широком значении "универсальные учебные действия" - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Предназначение УУД:
·      обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
·      обеспечение целостности содержания образования;
·      профилактика школьных трудностей обучающихся.
Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план.


Описание значения отдельных групп УУД в обучении младших школьников:
• познавательные УУД обеспечивают умение учащихся применять конкретные способы преобразования учебного материала;
• коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей;
• регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовать свою учебную деятельность.


Критерии сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности:

• умение выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• сдерживать ненужные реакции.


Регулятивные УУД
 Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.

Коммуникативные УУД.
В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативные УУД обеспечивают:
·      социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
·      умение слушать и вступать в диалог;
·      участвовать в коллективном обсуждении проблем;
·      интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД. В приложении 1 представлена памятка для педагогов "Виды УУД и их характеристика", которая поможет учитывать особенности тех или иных УУД при подготовке учителями программ внеурочной деятельности. Памятка содержит примерный перечень УУД. Педагоги по своему усмотрению могут дополнить список представленных УУД и расширить их характеристики.

Внеурочная деятельность осуществляется на основании плана внеурочной деятельности и программ курсов внеурочной деятельности, разработанных в ОУ.

Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью. В составленном плане внеурочной работы должен быть представлен максимально широкий спектр видов деятельности для свободного выбора детьми.

Реализация той или иной формы внеурочной деятельности не может планироваться и осуществляться только для обучающихся конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности нарушает ее основной принцип - добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей и интересов.

Для планирования формирования у обучающихся УУД в урочной и внеурочной деятельности можно использовать следующую форму поурочного планирования:
Темы
Разделы
Формы, методы
Кол-во часов
Препода­ватель
УУД
Личностные результаты освоения ООП
Урочные
Внеуроч­ные
Предметные
Метапредметные









 
Разработка программ курсов внеурочной деятельности младших школьников должна осуществляться в строгом соответствии со спецификой начальной школы.
Младший школьный возраст - это особый этап в жизни ребенка, связанный:
·      с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка -с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой);
·      освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
·      принятием социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
·      формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умений:
- принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;
- взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
·      изменением самооценки ребенка, которая становится более адекватной и рефлексивной.
·       
В качестве исходных для реализации программ внеурочной работы в форме систематических занятий, театрализации и других активных видов деятельности детей могут быть взяты за основу программы и курсы, апробированные и опубликованные в методических материалах, пособиях, например:

программы формирования эмоциональной грамотности и эмоционально-волевой регуляции:
- БезрукихМ.М. и др. Все цвета, кроме черного. М., 2007;
- Крюкова С.В., СлободяникН.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., 2005;
- Слободяник Н.П. Уроки общения. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. 60 конспектов занятий. Практич. пособ. М., 2004;

развивающие курсы: Гин С.И. Мир логики, Мир фантазии, Мир воображения, Мир человека. М., 2001;
начальные курсы по экономике в системе Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова:

- Смирнова Т.В. Дом в Обычном переулке. М., 2004;
- Смирнова Т.В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачках. М., 2011;
- Савенкова А.И. Я - исследователь. Самара, 2004;

теория решения избирательных задач в начальной школе: Гин А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина. М., 2002.

Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур, но они могут учитываться при составлении портфолио достижений обучающихся.

Однако в разделе ООП "Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП" следует описать особенности оценивания не только предметных, но и метапредметных результатов, которые включают в себя регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Поскольку внеурочная деятельность в т. ч. направлена на развитие УУД обучающихся, результаты оценивания метапредметных результатов освоения ООП будут свидетельствовать и о качестве организации внеурочной деятельности в ОУ.

В приложении 2 представлена форма экспертного заключения на модель образовательной среды, ориентированной на обеспечение качества организации внеурочной деятельности в ОУ. Данное экспертное заключение поможет администрации ОУ выявить наличие или отсутствие тех или иных компонентов образовательной среды, спланировать работу по развитию образовательной среды в ОУ.

При разработке системы оценивания уровня сформированности у обучающихся УУД важно дать верные определения основных понятий оценки в контексте формирования УУД:
·      предмет оценивания - оперирование (владение) УУД;
·      критерий оценивания - проявление в действиях ученика признаков УУД;
·      источники информации для оценивания - осуществление обучающимся УУД;
·      форма оценивания - та форма внеурочной деятельности, в ходе которой выполняется УУД;
·      виды самооценки - суждение обучающегося о мере выполненного УУД, его результативности; эмоциональное отношение к тому, что сделано;
·      фиксация результатов - то, что получилось в результате осуществления УУД.

Приложение 1
Памятка для педагогов "Виды УУД и их характеристика"
УУД
Характеристика
Регулятивные УУД
Целеполагание
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно
Планирование
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий
Прогнозирование
Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
Контроль
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция
Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Оценка
Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Волевая саморегуляция
Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
Познавательные УУД
Моделирование: замещение, кодирование, декодирование
Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую)
Преобразование модели
Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре
Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации
Понимание
Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Постановка вопросов
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Разрешение конфликтов
Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Управление поведением партнера
Контроль, коррекция, оценка действий партнера
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Приложение 2
Экспертное заключение на модель образовательной среды, ориентированной на обеспечение качества организации внеурочной деятельности в ОУ
Компоненты образовательной среды*
Балл
0
1
2
3
Пример
Отсутствует
Планируется в перспективе
Частично присутствует
Присутствует в полном объеме
Пространственно-предметный
Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к разным образовательным источникам





Наличие зон для индивидуальных и групповых занятий обучающихся





Возможность пространственной трансформации классных и других помещений в соответствии с образовательными задачами





Социальный
Наличие детско-взрослых общностей





Наличие ритуалов и традиций во внеурочной деятельности





Наличие форм взаимодействия с родителями





Наличие контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам





Психодидактический
Наличие мест и процедур, обеспечивающих связь учебного и внеучебного времени





Наличие системы контроля (в т. ч. оценки УУД)





Наличие условий для профессионального развития педагогических кадров





Наличие вариативных форм внеурочной деятельности**





Наличие программных и нормативных документов по организации внеурочной деятельности







Наталья Ивановна Зарембо, учитель русского языка и литературы СЭЛ № 21 г. Пскова , после прохождения курса «Введение в коучинг в образовании» в Пскове (тренер Н.Гульчевская), уже делилась с читателями портала разработкой с применением изученных методов.
И поэтому была приглашена Первой тренинговой компанией г. Санкт-Петербург на обучение коучингу по 4-модульной программе Международного Эриксоновского университета коучинга «Наука и искусство трансформационного коучинга», бесплатно, еще до официального объявления Конкурса..
Наталья Ивановна закончила программу МЭУК с «Золотым сертификатом» и готова не только применять коучинговый подход в своем классе, но и делиться своим опытом.

Аннотация к конспекту урока русского языка по теме « Буквы ё-о после шипящих в корне» в 5 классе

С введением новых образовательных стандартов в профессиональную жизнь педагога входят понятия « универсальные учебные действия» и « компетентностный подход». В свою очередь компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности .
В разработке данного урока учитель использует технологию коучингового подхода, который позволяет ему на уроке из транслятора знаний превратиться в человека-навигатора, организатора учебной деятельностью детей. Педагог становится человеком, в первую очередь поддерживающим, создающим атмосферу творческого потока, партнёром, сотрудником и коучем, сопровождающим учащегося в его индивидуально-личностном развитии.
Дело в том, что все приносящие удовлетворение образовательные проекты начинаются и заканчиваются четырьмя стадиями, которые детально изучены в коучинге: 1) вдохновение, 2) осуществление плана, 3) интеграция ценностей, 4) завершение. Все эти стадии прослеживаются в конспекте урока. Учитель-коуч на каждом этапе помогает ученикам планировать свои действия , распределять ресурсы и самостоятельно получать новые знания по данной теме урока.

Комментариев нет:

Отправить комментарий